Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Министерство просвещения Российской Федерации

Полезные ссылки
Новое на сайте

Для Вас,родители

Возрастные особенности детей 3-4 лет

В первые три года жизни ребенка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает большой словарный запас.

Если же в первые три года жизни малыша взрослые не уделяли должного внимания его речи, то и в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется активным развитием речи.

Любопытный факт !!! Как утверждают специалисты, в норме ребенок этого возраста должен большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.

Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

Особенности речи детей 3-4 лет:

1. Понимание речи:

• Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный)

• Слушает длинные сказки и рассказы.

• Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».

• Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко»

2. Словарный запас:

• Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.

• Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»

• В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи: местоимения (Я, ТЫ, МНЕ), наречия (тепло, красиво…), числительные (один, два), прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой), предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)

3. Грамматический строй:

• Ребёнок может составлять предложение из 3-4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).

• Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).

• Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)

4. Звукопроизношение:

• Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)

• Свистящие звуки – С, З, Ц — произносятся недостаточно чётко, пропускаются («абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф (фобака-собака), З=В (вамок-замок), Ц=Ф (фыплёнок-цыплёнок), С=Т (тобака-собака), З=Д (дамок-замок), Ц=Т (тветок-цветок).

• Шипящие звуки – Ш, Ж, Щ – пропускаются (апка-шапка), заменяются: Ш=С, Ф (сапка, фапка-шапка), Ж=З, В (зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ (оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ (сётка,тётка-щётка)

• Звуки Л и Р пропускаются (ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ (люка-рука), на Й (юка-рука)

• В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура).

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем.

Что же должен уметь делать ребенок в данном возрасте?

· проговаривать собственное имя, отчество и фамилию;

· называть имена близких родственников и друзей;

· воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;

· говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;

· распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);

· называть признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;

· называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;

· точно повторять услышанное;

· пересказывать мультфильм, сказку;

· в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Несколько советов логопеда родителям:

· Взрослые должны корректно и ненавязчиво исправлять малыша, если он неверно употребляет слово или его грамматическую форму. Повторите фразу ребенка правильно, дайте речевой образец.

· Говорите вслух о том, что делаете, чувствуете. Говорите ясно, четко, не «сюсюкая».

· Следите за своей речью. В ней не должно быть « слов-паразитов», иначе через некоторое время вы услышите их из уст своего сына или дочери. Помните, что «выдать» он может их где угодно: в магазине, в гостях, в транспорте.

· Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов также не идет ребенку на пользу. Произносить их намного сложнее, и ваш малыш, скорее всего, начнет говорить неразборчиво, невнятно. Лучше употреблять слово так, как оно есть на самом деле. Например, говорите слон, а не слоник, глаз, а не глазик, рот, а не ротик. Иначе в будущем Ваш ребенок так и будет называть эти слова.

· Если вы не уверены, что сами являетесь образцом литературной речи, больше читайте ребенку книги, стихотворения, народные и авторские сказки, чаще вспоминайте о фольклоре: потешки, скороговорки, чистоговорки, загадки и т.д.

· Развитие речи детей 3-4 лет напрямую зависит от развития мелкой моторики (т. е. стимулирование кончиков пальцев). Детский ум будет развиваться быстрее, если ребенок занимается рукоделием или играет с мелкими предметами.

· Еще один немаловажный момент в развитии речи ребенка 3-4 лет – это грамотное и заинтересованное общение с ним родителей. Нельзя просто слушать малыша, поддакивая ему, при этом думая о своем.

· Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном.

!!! Что должно насторожить родителей !!!

• речь ребенка очень быстрая, непонятная, или наоборот, очень медленная, дети словно нарочно растягивают слова;

• ребенка сложно понять и взрослым, и сверстникам;

• в речи нет предложений, даже из двух слов;

• ребенку трудно воспринимать даже самые простые инструкции взрослого;

• он не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;

• ребенок не задает вопросы: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»

• ребенок не говорит вообще.

 

 

Вход
Войти с помощью: 

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях