Консультация для родителей «Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»
Особенности речи детей 3-4 лет
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.
- Понимание речи:
— Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».
— Слушает длинные сказки и рассказы.
— Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».
— Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.
- Словарный запас:
— Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.
— Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
— В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи: местоимения (Я, ТЫ, МНЕ), наречия (тепло, красиво…), числительные (один, два), прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой), предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)
- Грамматический строй:
— Ребёнок может составлять предложение из 3-4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).
— Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).
— Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)
- Звукопроизношение:
— Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)
— Свистящие звуки – С, З, Ц — произносятся недостаточно чётко, пропускаются («абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф (фобака-собака), З=В (вамок-замок), Ц=Ф (фыплёнок-цыплёнок), С=Т (тобака-собака), З=Д (дамок-замок), Ц=Т (тветок-цветок).
— Шипящие звуки – Ш, Ж, Щ – пропускаются (апка-шапка), заменяются: Ш=С, Ф (сапка, фапка-шапка), Ж=З, В (зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ (оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ (сётка,тётка-щётка)
— Звуки Л и Р пропускаются (ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ (люка-рука), на Й (юка-рука)
— В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура).
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать ребенок в данном возрасте:
- проговаривать собственное имя, отчество и фамилию;
- называть имена близких родственников и друзей;
- воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
- говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
- распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
- называть признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
- называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
- точно повторять услышанное;
- пересказывать мультфильм, сказку;
- в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Несколько советов логопеда родителям:
- Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
- Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
- Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
- Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
- Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
- Называйте всё, что видит или делает ребёнок.
!!! Что должно насторожить родителей:
- речь ребенка очень быстрая, непонятная, или наоборот, очень медленная, дети словно нарочно растягивают слова;
- ребенка сложно понять и взрослым, и сверстникам;
- в речи нет предложений, даже из 2х слов;
- ребенку трудно воспринимать даже самые простые инструкции взрослого;
- он не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
- ребенок не задает вопросы: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
- у ребенка постоянно приоткрытый рот;
- частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов;
- ребенок не говорит вообще.
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.