Приглашаем Вас оставить отзыв о качестве услуг, предоставляемых детским садом на сайте BUS.GOV.RU

Министерство просвещения Российской Федерации

Полезные ссылки
Новое на сайте

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития речи детей 3-4 лет»

Особенности речи детей 3-4 лет

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

  1. Понимание речи:

— Знает названия основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) – «Покажи красный мяч, покажи зелёную машинку».

— Слушает длинные сказки и рассказы.

— Понимает двухступенчатую инструкцию типа: «Пойди на кухню и принеси кружку».

— Понимает значение простых предлогов (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ) – выполняет задания типа «Положи кубик в коробку», «Положи кубик под ведёрко» и т.д.

  1. Словарный запас:

— Дети свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми.

— Дети часто задают вопросы типа: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»

— В речи детей кроме существительных и глаголов всё чаще появляются и др. части речи: местоимения (Я, ТЫ, МНЕ), наречия (тепло, красиво…), числительные (один, два), прилагательные (холодный, горячий, хороший, плохой), предлоги (В, НА, ЗА, ПОД, ИЗ)

  1.  Грамматический строй:

— Ребёнок может составлять предложение из 3-4-х слов с предлогом («Мальчик сидит на стуле»).

— Используется множественное число существительных и глаголов («Чашки стоят на столе»).

— Допускают грамматические ошибки: не всегда правилен порядок слов в предложении («Я хочу нет»= «Я не хочу»), неправильно употребляют падежные окончания («У меня много подругов», «Мама моет окны»)

  1.  Звукопроизношение:

— Твёрдые согласные могут произноситься смягчённо («лёзецька» вместо «ложечка»)

— Свистящие звуки – С, З, Ц — произносятся недостаточно чётко, пропускаются («абака» вместо «собака»), заменяются: С=Ф (фобака-собака), З=В (вамок-замок), Ц=Ф (фыплёнок-цыплёнок), С=Т (тобака-собака), З=Д (дамок-замок), Ц=Т (тветок-цветок).

— Шипящие звуки – Ш, Ж, Щ – пропускаются (апка-шапка), заменяются: Ш=С, Ф (сапка, фапка-шапка), Ж=З, В (зук,вук-жук), Ч=Ц,ТЬ (оцки,отьки-очки), Щ=СЬ,ТЬ (сётка,тётка-щётка)

— Звуки Л и Р пропускаются (ампа-лампа, ука-рука), заменяются на ЛЬ (люка-рука), на Й (юка-рука)

— В словах из 4-5 слогов пропускают слоги, звуки, переставляют их (тематура=температура).

 

Нормы речевого развития детей 3-4 лет

Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать ребенок в данном возрасте:

  • проговаривать собственное имя, отчество и фамилию;
  • называть имена близких родственников и друзей;
  • воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
  • говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
  • распределять в своей речи предметы по группам: посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка), одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка);
  • называть признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
  • называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
  • точно повторять услышанное;
  • пересказывать мультфильм, сказку;
  • в процессе речи разговаривать громко и тихо.

Несколько советов логопеда родителям:

  • Говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т.к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
  • Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
  • Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
  • Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов…)
  • Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
  • Называйте всё, что видит или делает ребёнок.

!!! Что должно насторожить родителей:

  • речь ребенка очень быстрая, непонятная, или наоборот, очень медленная, дети словно нарочно растягивают слова;
  • ребенка сложно понять и взрослым, и сверстникам;
  • в речи нет предложений, даже из 2х слов;
  • ребенку трудно воспринимать даже самые простые инструкции взрослого;
  • он не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми;
  • ребенок не задает вопросы: «Что это? Как называется? Зачем? Куда? Откуда?»
  • у ребенка постоянно приоткрытый рот;
  • частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов;
  • ребенок не говорит вообще.

 

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Вход
Войти с помощью: 

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях